1. Общие положения преддипломной практики
Преддипломная практика проводится в сроки, определяемые учебным планом специальности на передовых предприятиях отрасли, в НИИ и проектных институтах, монтажных организациях, конструкторских бюро и т.п.
Место проведения преддипломной практики должно быть согласовано с темой дипломного проекта, что позволит студентам изучить и собрать весь необходимый материал для выполнения дипломного проекта.
Целью преддипломной практики является изучение имеющейся на базе практики технической документации (технологический регламент документация на основное оборудование, инструкции, чертежи и т.п.) и сбор данных, необходимых для выполнения всех разделов дипломного проекта.
Перед выездом студент должен получить от руководителя задание на практику и копию приказа о направлении его на данное предприятие. В качестве руководителей практики от выпускающей кафедры приказом по университету назначаются опытные преподаватели, хорошо знающие производство.
Задание по экономической части дипломного проекта, охране труда и окружающей среды, КИП и автоматике выдают консультанты соответствующих кафедр.
Материалы, собранные во время практики, оформляются в виде отчета, который сдается руководителю практики от университета. Отчет должен быть подписан руководителем практики от предприятия и заверен печатью предприятия (установки). К отчету прилагается отзыв с места прохождения практики, заверенный руководителем и печатью предприятия.
2. Содержание практики
Во время прохождения преддипломной практики студент обязан собрать материалы необходимые для выполнения дипломного проекта.
Обязательными разделами дипломного проекта, являются:
- Технологическая часть.
- Механическая часть (основной раздел).
- Безопасность и экологичность проекта, в частности вопросы охраны труда, мероприятия по охране окружающей среды.
- Вопросы КИП и автоматизации производственного процесса.
- Экономическая часть проекта.
2.1. Технологическая часть
В период прохождения преддипломной практики студенты на основе изучения технологического регламента цеха (установки) должны собрать следующие материалы:
- Производственный комплекс предприятия в целом; место цеха (установки), по которому идет сбор материала в схеме завода и его назначение; область применения готовой продукции, план расположения оборудования (генплан).
- Физико-химические свойства сырья, реагентов, готовой продукции, промежуточных продуктов, катализаторов и т.п. в соответствие с требованиями ГОСТов, ТУ или внутризаводских норм.
- Физико-химические основы процесса, технологическая схема с ее описанием, схема автоматизации производства (установки), нормы технологического режима, технологические карты, материальный баланс цеха (установки). Схема материальных и тепловых потоков.
- Данные, необходимые для технологического расчёта основного аппарата с учетом типа аппарата (ректификационная колонна, абсорбер, реактор, электродегидратор и т.д.). Прежде всего - режим работы аппарата, материальный баланс аппарата, а при необходимости и тепловой баланс; для химических процессов – показатели процесса; для каталитических процессов – количество катализатора (масса, объем), количество продукции, получаемой с единицы массы катализатора и т.п.
2.2. Механическая часть (основной раздел)
Для выполнения данного раздела студенты изучают соответствующие разделы технологического регламента; документацию на основное и вспомогательное оборудование, прежде всего – паспорт аппарата; инструкции по эксплуатации аппарата и установки; инструкции по проведению ремонтных работ и т.п. Для оформления отчета по данной части студенты осуществляют сбор материалов по следующим направлениям:
- Производственное оборудование цеха (установки). Краткая характеристика оборудования (спецификация). Устройство и принцип работы основного аппарата. Режимы работы аппарата. Характеристики внутренних устройств (тарелки, насадки, распределительные устройства и т.п.). Материалы, используемые для изготовления аппарата. Критические замечания по конструкции основного оборудования, целесообразность конструктивных изменений и дополнений. Чертежи основного аппарата (общий вид и деталировка), эскизы вспомогательного оборудования.
- Организация и проведение капитального ремонта оборудования цеха (установки). Документация на ремонт, путь ее прохождения, применение при ремонтах. Технология проведения ремонтных работ основного оборудования. Продолжительность работ и пути их сокращения. Управление ремонтными работами. Степень механизации проведения ремонтных работ и пути ее увеличения. Применение средств механизации.
- Монтаж оборудования. Монтажные характеристики оборудования. Организация строительно-монтажных работ. Существующие технические указания на монтаж крупногабаритного оборудования. Схема монтажа и технология проведения монтажных работ.
- Эксплуатация основного оборудования для обеспечения безопасной работы аппарата и установки в целом. Основные эксплуатационные параметры. Возможные неполадки и способы их устранения. Порядок пуска и остановки оборудования, в том числе порядок аварийной остановки.
Сбор материалов по остальным разделам (автоматизация, экология, экономика) осуществляется в соответствии с заданием выданным консультантом по соответствующему разделу.
3. Отчёт по практике
3.1. Общие положения. Структура отчёта
Отчёт о практике является документом, в котором приводятся собранные во время практики материалы и результаты работы студента над ним. Отчёт составляется каждым студентом, подписывается им, руководителем практики от предприятия и заверяется печатью предприятия (установки).
Отчёт рекомендуется составлять в следующей последовательности:
- Титульный лист
- Содержание
- Структура предприятия. Место и роль установки в структуре предприятия
- Генеральный план расположения оборудования
- Физико-химические основы производства
- Характеристика сырья и готовой продукции (в виде таблицы)
- Описание технологической схемы. Технологическая схема производства с КИП и автоматикой
- Схема материальных и тепловых потоков
- Материальный баланс установки и основного аппарата (в виде таблицы)
- Нормы технологического режима, технологические карты. Режим работы аппарата, показатели процесса.
- Спецификация оборудования (в виде таблицы)
- Устройство и принцип действия основного оборудования, анализ конструкции, возможности усовершенствования. Краткая характеристика вспомогательного оборудования
- Чертеж основного аппарата (включая узлы и детали), эскизы вспомогательного оборудования
- Организации ремонтных работ, виды ремонта. Монтаж оборудования
- Эксплуатация основного оборудования
- Приборы КИП и автоматики. Спецификация, характеристика (по согласованию с консультантом)
- Технико-экономические данные производства (по согласованию с консультантом по экономической части)
- Техника безопасности и противопожарная техника с указанием токсичных, пожаро- и взрывоопасных характеристик сырья, реагентов и получаемых продуктов. Выбросы в атмосферу. Необходимые данные для расчёта основных показателей по безопасности жизнедеятельности. Очистка сточных вод и выбросов в атмосферу (по согласованию с консультантом).
- Список использованных источников
- Отзыв предприятия с оценкой, заверенный печатью и за подписью руководителя от предприятия
3.2. Требования к оформлению отчета
Отчет по практике выполняется на белой бумаге формата А4 (297х210мм) в рукописном виде или с использованием компьютерного набора с соответствующими рамками и штампами. Примеры оформления показаны в приложении. Титульный лист подписывается студентов, руководителем практики от предприятия (заверяется печатью) и руководителем практики от университета. Листы пояснительной записки должны быть сброшюрованы. Чертежи оформляют в виде приложения, нумеруют и включают в содержание.
При оформлении отчета на компьютере следует использовать шрифт Times New Roman 14 пунктов; интервал междустрочный одинарный; отступ первой строки абзаца – 5 символов.
Текст отчёта делят на разделы, подразделы и пункты. Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точками в конце, например: "1." (первый раздел). Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, при этом номер состоит из номера раздела и подраздела, разделённых точкой, например: "1.2." (второй подраздел первого раздела). Пункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого подраздела, например: "1.2.1." (первый пункт второго подраздела первого раздела). При необходимости пункты могут быть разбиты на подпункты.
Наименование разделов и подразделов записывают в виде заголовков; расстояние между заголовком и текстом не менее 15 мм. В заголовке не допускается перенос слов и подчеркивание; точку в конце заголовка не ставят. Каждый раздел записки рекомендуется начинать с новой страницы. Пример оформления первой и последующих страниц раздела показан в приложении.
Содержание, введение и список использованных источников записывают в виде заголовков, но нумерацию, как разделам, им не присваивают.
В тексте записки допускается использование общепринятых сокращений русских слов и словосочетаний. Используемые в записке научно-технические термины, обозначения и определения должны соответствовать принятым в научно-технической литературе. Допускаются общепринятые сокращения сложных названий химических соединений, например: "МТБЭ" (метилтретбутиловый эфир).
Если в отчёте принята специфическая терминология или употребляются малораспространённые сокращения, новые символы, обозначения, то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка, который включают в содержание и приводят после него. Можно привести также расшифровку символов и сокращений в тексте отчета при первом упоминании.
Фамилии, названия фирм, организаций и другие собственные имена в тексте приводятся на языке оригинала. Допускается приводить названия в переводе на русский язык с добавлением, при первом упоминании, оригинального названия.
Формулы и уравнения
Если в отчете приводятся, то их нумерацию осуществляют арабскими цифрами в пределах раздела, при этом номер состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделённых точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например, первая формула четвертого раздела запишется
Значения величин, входящих в формулу, приводят непосредственно под формулой, после слова «где» без двоеточия после него.
Формулы и уравнения должны быть отделены от текста сверху и снизу одной свободной строкой. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака "=" или знаков "+", "–", " х ", ":".
В дипломном проекте все расчёты выполняются в системе СИ, поэтому и в отчете рекомендуется приводить значения параметров в системе СИ.
Иллюстрации и таблицы
В отчете приводят рисунки, схемы, графики, эскизы, которые располагают, как правило, на отдельных листах, включенных в общую нумерацию страниц.
Иллюстрации обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, аналогично нумерации формул, например: "Рис.1.2" (второй рисунок первого раздела).
Иллюстрации располагают после первой ссылки на них так, чтобы было удобно рассматривать без поворота записки или с поворотом по часовой стрелке. Название иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные – под иллюстрацией.
Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Каждая таблица имеет заголовок, который начинают с прописной буквы и помещают над таблицей посередине. В правом углу над заголовком помещают слово "Таблица" с указанием ее номера, в соответствии с номером раздела и номером таблицы в этом разделе, например:
Таблица 4.1
Заголовок таблицы
Головка таблицы |
Заголовок граф |
Заголовок граф |
||
подзаголовок графы |
подзаголовок графы |
подзаголовок графы |
подзаголовок графы |
|
Заголовок строки |
||||
Заголовок строки |
||||
Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте таким образом, чтобы её можно было читать без поворота отчёта или с поворотом по часовой стрелке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, при этом заголовок помещают только над её первой частью. При переносе части таблицы на другую страницу слово "Таблица" и номер её указывают один раз, над другими частями пишут слова, например: "Продолжение табл.4.1". Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Для компактного размещения таблицы допускается уменьшать размер шрифта при компьютерном наборе.
Если в графе таблицы повторяющийся текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками, если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, введенными ранее, например: G – массовый расход компонента, Q – тепловой поток.
Размерность цифрового материала приводят в соответствующих заголовках строк и граф.
Ссылки
В тексте ссылки на источник литературы приводят сразу после его упоминания в виде порядкового номера источника по списку литературы, заключённого в скобки, например: "[10] ".
Первые ссылки на иллюстрации, формулы и таблицы, приведённые в записке, указывают их порядковым номером, например: "рис.1.2, табл.4.1, формула (4.1) ". При повторных ссылках сокращённо указывают слово "смотри", например: "см. табл.4.1".
Нумерация страниц
При оформлении отчета используют сквозную нумерацию и нумерацию в пределах раздела. При использовании сквозной нумерации титульный лист считается первой страницей, но номер на нём не ставится. На последующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу или по центру страницы. В пределах раздела страницы нумеруют в правом нижнем углу.